Bali service | Ремонт мотоциклов. Мотосервис Хотмото.

Москва ул. Сиреневый бульвар д.83 Мотосервис ВАО

tel:+79262875354; +7(926)287-5354 Hotmoto@mail.ru

Bali service

Поработав 8 лет в мото-механником в России нелегкая судьба занесла меня в один из райских уголков планеты земля? под названием Бали. Что делает любой турист попадая на море? Сутками на пролет отмокает в море или как угорелый мотаться по экскурсиям где ему показывают наспех сооруженные древние достопримечательности. Меня же судьба не наградила любвью к валянию на пляже, как к тому же оставила тут прозябать на всю зиму. Чем может заняться мужчина в райском месте проживая там полгода? Секс, выпивка, рок-н рол? По мне так это немного банально и я решил заняться чем то не обычным, а что может быть не обычнее для механика как устроиться на работу в местный мотосервис и начать опять крутить гайки?

Итак, решив все бытовые проблемы я начал поиск работодателя готового взять меня на поруки. Я начал ездить по острову и знакомиться с местными сервисменами, было это очень забавно, так как мой английский похож на то как Мутко представлял России на олимпиаде в Сочи, кто помнит тот поймет. Но у меня был один огромный плюс по сравнению с сравниваемым персонажем, в отличии о него, я люблю свою работу и немного понимаю в мотоциклах. Обычно общение строилось легко и не принужденно, Балийцы снисходительно относятся к большому белому человеку, охотно шли на контакт. Объездив около 5 сервисов и получив там от ворот поворот, я попал в мастерскую которая занимается по местным меркам глубокой доработкой ДВС, они занимаются сборкой моторов для местных гонок по драгрейсингу. Воскликнув Бинго я стал умолять что бы меня взяли себе эти боги мотоциклетостроения, естественно без зарплаты, я готов и сам был им доплачивать за получений опыт. И эти гуру сжалились над о мной и приняли меня в свои стройные ряды на правах мальчика, пойди принеси на х.. пойди, но я был рад и этому.

И вот прийдя первый день на новую работу где перед о мной открывались огромные перспективы роста, я начал свою карьеру заново.
Моему взору предстал огромный цех размером примерно с кухню в хрущевке, несметное количество станков и инструментов, примерно из каменного века, но я не унывал я верил что хорошему механику ни к чему штанген циркуль, шюпы, нутромеры, микрометры, поверочные линейки и прочая динамометрическая хрень, это только в России криворукие мастера пользуются этим ненужным железом. А местные ребята все делают на глаз и рассчитывая на интуицию.

Итак я спросил у самого главного Босса что мне делать, на что уже теперь Мой друг Николас сказал самое главное не мешай, и смотри как мы работаем, ну сказано не мешать я встал в уголке и начал наблюдать за процессом рутинной каждодневной работы балийских инженеров. Первое что мне бросилось в глаза эта партия бракованных распредвалов, я еще подумал на кой их тут столько валяется? Оказалось это не бракованные а самые что ни на есть новые распредвалы, только они еще не обработаны умелыми руками. Токарь Лейян взял одну штуку, засунул в неведомый мне станок и начал обрабатывать кривую заготовку, я конечно видел что бы распредвалы шлифовали но что бы из необработанной недавно отлитой заготовки, в небольшой мастерской делали новую деталь по типу заводской, такого я еще не наблюдал. Ок, набравшись наглости я подошел к чудо мастеру и спросил его на основе чего он придает форму эллипса курочка распредвала и как он определяет развал кулачков относительно друг другу, на что мне был дан исчерпывающий ответ, я 10 лет их делаю и знаю как должно быть, ну с этим я спорить настал и перешел мешать другому мастеру. Он просил называть его Кени, в его обязанности входило балансировка коленвала. Забыл уточнить что по Балийским законам все мотоциклы у них не более 250 кубических сантиметров, вот с такими моторами и работает мой работодатель. Есть конечно большие мотоциклы но это уже другая история. И так вернемся к нашим коленвалам и тп. Кени при помощи нехитрого самодельного приспособления и старого замученного микрометра, выравнивал видавший виды коленвал, который у нас и на помойку бы взять отказались в веду его плачевного состояния. Но Кени упорно херачил по нему молотком, добиваясь соосности щечек, которые он расклепал что бы заменить подшипник шатуна. Промчавшись примерно час он добился как ему показалось идеального результата, я тем не менее устав смотреть на однообразную работу молотком, перешел в цех АРГОНОВОЙ сварки, Да Да они варят аргоном и делают это просто великолепно, собственно сам хозяин сервиса Николас и варил недавно взорвавшийся после их доработки двигатель, а именно он собирал пазл из множества кусочков. Результаты проделанной им работы просто поражали, как он умудрялся на развороченном двигателе совмещать посадочные отверстия относительно двух половинок двигателя для меня так и осталось загадкой. Работа которая не прошла мимо моего придирчивого взгляда выполнялась токарем Кетутом (самое распространенное имя на Бали) Кетут точил гильзы для поршневой группы. Я не большой мастер в токарных делах но как мне всегда казалось такие работы выполнялись всегда с одной установки в патрон, с предварительной проверки биения патрона, тут

же мастер раз по десять снимал деталь, мерил ее линейкой ставил обратно, и так пока гильза не была готова, результат меня на самом деле поразил, нагрев заранее подготовленный цилиндр, Кетут лихо при помощи пресс засунул гильзу в цилиндр, и пошел выравнивать привалочную плоскость. Последним этапом за которым я наблюдал в первый свой трудовой день это было восстановление ГБЦ. Наточив горсть распредвалов Лейян начал мучить старую ГБЦ, а именно он выпрессовал направляющие клапана, выбил посадочное седло клапана, и лихо все это заменил на новое, при чем к моему удивлению направляющие клапана он поставил из берилиевой бронзы. Прирезав клапана специальными развертками начался нехитрый процесс притирки клапанов и сборка головы. на этом мой первый рабочий день подошел к концу я ни чего не делал только вынес мусор и помог разложить детали на грязный пол для дальнейшей сборки.

На утро прийдя в мастерскую все столпились у сборочного стола, начался процесс сборки, как я не объяснял моим учителям что детали надо хороше отмыть после мех обработки, мне дали понять что если не понимаешь в механике ни чего так и не лезь, я смирился. Положили сваренный блок двигателя, вставили сальники и подшипники в нужные места, засунули КПП, стали устанавливать колено, а оно не лезет, наплыв от сварки мешает, взяв напильник, наплыв быстро убрали, и засунули колено на его законное место. Помазав половинки двигателя герметиком, стали соединять, и тут я реально прихерел, на моих глазах сваренные из маленьких кусков части двигателя подошли друг другу как Медведев к Путину. Закрутив все болты блока двигателя и проверив как переключаться КПП началась установка ЦПГ. Поршень сростили с шатуном при помощи пальца и даже поставили стопорные кольца, одели поршневые кольца и даже развели их согласно значку мерседес. Поставив прокладки, стали запихивать цилиндр на поршень без каких либо «спешел тулсов» благо цилиндр один. Прокрутили колено, вроде ни где не цепляет, и не заедает, стали инсталировать голову. Прикрутили, поставили в ручную наточенный распредвал совместили метки и накинули цепь. Когда стали прокручивать двигатель для меня это был момент истины, я до конца не верил что все это вместе будет крутиться не говоря о том что бы завестись, но видимо я и в правду ни чего не понимаю в двигателях, но все за крутилось и даже фазы открытия клапанов были синхронизированы идеально. Прикрутив остальное навесное оборудование, сборка двигателя была окончена, за этим занятием пролетел еще один день. На следующий день я опоздал на работу так как всю ночь пытался победить зеленого змея. Двигатель волшебным образом уже стоял на положенном ему месте. И ребята стали ставить остальные менее

важные детали такие как карбюратор, глушитель, бак и тд. Как потом признались ребята двигатель не сразу встал на свое место, так как Николас не приварил один из кранштейнов. Но проблема была решена на месте.

Итак настал момент которого все так долго ждали, первый пуск. Подключив бустер, мне было позволено нажать на заветную кнопку старт. Я с предвкушением полного фиаско приближал свой палец к кнопке пуск. Наконец нажав на нее двигатель стал издавать звуки похожие на то как икает носорог. И о чудо! буквально после пяти носорогих ика, двигатель заурчал как кот объевшийся сметаны. Ни каких посторонних звуков лязгов скрежетов не было, даже настроенные хитрым способом клапана не стучали. Клапана настраивали постукивая по коромыслу и слушая звук от удара коромысла о ножку клапана. Подкрутив обороты двигателя ребята быстро скидали мотоцикл и принялись его тестировать, Не проходя обкатки его стали дрючить в хвост и в гриву, гоняя по раздолбанному асфальту перед мастерской, даже дали мне прокатиться. Что могу сказать, это 200 кубовый аппарат расточенный до 250 кубов ехал как хорошая четырехсотка, только из за странной посадки и маленького веса байка, ехать на нем было реально страшно.

Оттестировав байк в доваль и поняв что он не умрет в ближайшие 2 дня, позвонили хозяину. Приехал молодой паренек довольный как слон. Оплатил за работу 1500000 рупий ( примерно 7000 рублей) умчался в закат. А ребята в месте со мной долго ему еще махая в след предвкушая скорую новую встречу.

Резюмируя свой первый опыт могу отметить следующее. Ребята и в правду таланты и мастера своего дела, я бы в своей мастерской и за половину бы работ не взялся, просто сказал что тут нужны новые детали. Грязь в двигателе нужна для того что бы заполнить все зазоры в которые не попали. Компенсация долговечности работы двигателя является низкая стоимость ремонта. Короче разный подход к работе на лицо.

В последующем меня стали допускать к технологическим процессам и даже прислушались к моим советам по поводу того что детали надо смазывать перед установкой и мыть. Мною были принесены распечатанные мануалы, ребята долго не могли понять зачем им они, ведь они и так знают что куда и как.

Проработав месяц не каждый день в данной мастерской я стал понемногу скучать, и решил освоить другую специальность, работу с алюминием и создание из него облицовки мотоцикла, но это уже совсем другая история.

В рассказе опушен ряд технологических процессов не по тому что их не делали, а по тому что у меня не было цели написать войну и мир. Пискунов Артем владелец и механик сервиса ХОТМОТО Москва.